Get Adobe Flash player
Главная Наука Реабилитационный диагноз

Реабилитационный диагноз – это врачебное заключение о степени зрелости человека (в баллах), динамика восстановления несформированных или утраченных физических, психических и речевых функций. Современный реабилитационный диагноз должен отвечать целому ряду требований. Прежде всего, он должен быть понятным не только врачам, сколько психологам и педагогам. Реабилитационный диагноз должен отражать особенности развития человека, стадийности выздоровления и степень выраженности дефекта. Реабилитационный диагноз должен быть сформулирован таким образом, чтобы структура его логически определяла длительность реабилитационных мероприятий и дозу воздействия. Он должен быть оценен количественно в баллах. Нужно признать, что реабилитационный диагноз пишется врачами, но не для врачей, а для тренеров, психологов, педагогов и других специалистов.

Необходимо различать клинический и реабилитационный диагноз у психо-неврологических больных и людей с речевыми нарушениями. В основу клинического диагноза у этого контингента больных положен структурный принцип, а в основу реабилитационного диагноза положен функциональный принцип. Клиническим диагнозом пользуются в лечебных учреждениях (больница, поликлиника, диспансер), а реабилитационным диагнозом должны пользоваться в реабилитационных (восстановительных) центрах, в санаториях-профилакториях, дошкольных и школьных учреждениях, в интернатах, домах ребёнка, домах для престарелых и домах милосердия (хоспис). Надо сказать, что в рамках оценки клинического диагноза (неврологический, психиатрический, логопедический), специалисты до сих пор пользуются только патогенетическими (статическими) показателями. С помощью технологий, которые были до ХХI в., учёные не могли «сдвинуть с места» этот патологический дефект (несформированные или утраченные функции). Поэтому в течение многих веков, сформировалось устойчивое мировоззрение, что нервные клетки не восстанавливаются. Однако современные технологии восстановительной медицины (восстановительная неврология, восстановительная психиатрия, восстановительная логопедия) кардинально повлияли на эффективность индивидуальных реабилитационных программ (ИПР) у больных с двигательными, психическими и речевыми дефектами. Пересмотрев всю систему лечебно-профилактической медицины, врачи, тренеры, психологи и педагоги стали пользоваться другими, а именно динамическими (саногенетическими) показателями, оценивающими двигательную, психическую и речевую зрелость. Эти показатели позволяют оценить человека в целом – интегрально.

МОДЕЛЬ
 РЕАБИЛИТАЦИОННОГО ДИАГНОЗА


I. Двигательный реабилитационный диагноз

1) Физическое развитие на уровне 3 баллов (Ф–3) –
        Двигательное недоразвитие. Синкинезии. Двигает  конечностями;

2) Физическое развитие на уровне 4 баллов(Ф-4) –
       Двигательное недоразвитие. Синкинезии. Сидит;

3) Физическое развитие на уровне 5 баллов (Ф-5) –
      Задержка двигательного развития. Прямохождение. Стоит  на ногах;

4) Физическое развитие на уровне 6 баллов (Ф-6) –
      Задержка двигательного развития. Прямохождение. Движения на уровне прыжка;

5) Физическое развитие на уровне 7 баллов (Ф-7 ) –
     Нормальное двигательное развитие. Переворот. Движения  на уровне кувырка;

6) Физическое развитие на уровне 8 баллов (Ф-8) –
     Нормальное двигательное развитие. Переворот. Движения на уровне стойки на руках;

7) Физическое развитие на уровне 9 баллов (Ф-9) –
     Ускоренное двигательное развитие. Вращение. Движения на уровне фляга;

8) Физическое развитие на уровне 10 баллов (Ф-10) –
     Ускоренное двигательное развитие. Вращение. Движения на  уровне сальто.

II. Психологический реабилитационный диагноз

1) Психическое развитие на уровне 3 баллов (П–3) –
       Психическое недоразвития. Агрессия. Поведение на уровне коллапса;

2) Психическое е развитие на уровне 4 баллов (П-4) –
      Психическое недоразвития. Агрессия. Поведение на уровне олигофрении;

3) Психическое развитие на уровне 5 баллов (П-5) –
     Задержка психического развития. Аффект. Поведение на уровне шизофрении;

4) Психическое развитие на уровне 6 баллов (П-6) –
     Задержка психического развития. Аффект. Поведение на уровне психоза;

5) Психическое развитие на уровне 7 баллов(П-7 ) –
     Нормальное психическое развитие. Конфликт. Поведение на уровне психопатии;

6) Психическое развитие на уровне 8 баллов (П-8) –
     Нормальное психическое развитие. Конфликт. Поведение на  уровне невроза;

7) Психическое развитие на уровне 9 баллов (П-9) –
     Ускоренное психическое развитие. Инициатива. Поведение  на уровне акцентуации характера;

8) Психическое развитие на уровне 10 баллов (П-10) –
     Ускоренное психическое развитие. Инициатива. Поведение  на уровне творчества.

III. Лингвистический реабилитационный диагноз

1) Речевое развитие на уровне 3 баллов (Р–3) –
      Речевое недоразвитие. Вокализация. Общение на уровне  звука;

2) Речевое е развитие на уровне 4 баллов (Р-4) –
      Речевое недоразвитие. Вокализация. Общение с помощью слога;

3) Речевое развитие на уровне 5 баллов (Р-5) –
     Задержка речевого развития. Монолог. Общение на уровне  слова;

4) Речевое развитие на уровне 6 баллов (Р-6) –
     Задержка речевого развития. Монолог. Общение на уровне устойчивых выражений;

5) Речевое развитие на уровне 7 балло (Р-7 ) –
     Нормальное речевое развитие. Диалог. Общение на уровне  простого предложения;

6) Речевое развитие на уровне 8 баллов (Р-8) –
     Нормальное речевое развитие. Диалог. Общение на уровне сложного предложения;

7) Речевое развитие на уровне 9 баллов (Р-9) –
     Ускоренное речевое развитие. Полилог. Общение на уровне  простого текста;

8) Речевое развитие на уровне 10 баллов (Р-10) –
    Ускоренное речевое развитие. Полилог. Общение на уровне сложного текста.

Надо также понять правила употребления слов реабилитация и коррекция. Если у ребенка в процессе его взросления функции (движение, поведение, речь) развиваются медленно или отклоняются (т.е. вектор развития человека – вперед), то восстановлением (исправлением) функций занимаются больше педагоги. При несформированности функций в педагогической практике чаще всего используется слово коррекция. Если функции взрослого человека (движение, поведение, речь) в процессе заболевания медленно угасают или истощаются (т.е. вектор развития человека – назад), то восстановлением (исправлением) функций занимаются больше врачи. При утрате функций в медицинской практике чаще используются слово реабилитация. С лингвистической точки зрения слова «реабилитация и коррекция» – это синонимы (от греч. synonymos - одноименный).

Таким образом, реабилитация и коррекция – равнозначные, совпадающие по значению слова, - это процесс исправления или восстановления функций человека. Однако между врачами и учителями огромная пропасть. Медики чаще всего работают с «очень больными» людьми, а педагоги – «с очень здоровыми». Чтобы приблизить их мировоззрение, нужно понять – что включает в себя понятие пограничное состояние или функциональные заболевания. Решив, наконец-то, вопрос о нормативах развития человека (уровень физического, психического, речевого развития), можно сформировать триединство специалистов и интеграцию разных направлений человекознания. Тогда общие закономерности развития человека не будут противоречить частным вопросам клинической физиологии (неврология, психиатрия), медицинской психологии (нейропсихология,патопсихология) и лечебной педагогики  (логопедия, дефектология).

Подобный пример систематизации был предложен шведским биологом – К.Линнеем, который всё разнообразие видов свёл в отряды, классы и группы. А известный русский химик Д.И.Менделеев, так же всё разнообразие химических веществ, свёл в единую таблицу химических элементов. Реабилитационный диагноз позволит систематизировать всё разнообразие медицинских терминов и клинических диагнозов в основные группы, увидеть общую структуру дефекта. Тогда восстанавливать будем не синдром или отдельную функцию, а человека в целом. С профессиональной точки зрения будет понятно место реабилитации и коррекции, а самое главное - те этические нормы, которыми должны пользоваться врачи-реабилитологи и педагоги-дефектологи.

Разработанные принципы структуры реабилитационного диагноза для больных с проблемами нервной системы, психики и речи оказались вполне приемлемыми. При этом используется следующий порядок размещения элементов реабилитационного диагноза.
 1. Степень развития человека:

  • Тератогенный синдром
  • Синдром недоразвития
  • Задержанное развития
  • Нормальное развитие
  • Ускоренное развитие

2. Степень и уровень сформированности двигательных, психических и речевых функций.
3. Бальная оценка уровня физической (Ф), психической (П) и речевой (Р) зрелости - (Ф – П - Р).

На первое место по структуре заболеваемости и социальной значимости выходят онкологические больные. Научное сообщество очень прицельно посмотрело на эту проблему и применило новую модель онкологического (реабилитационного) диагноза - ( Т – М - N ):

Т – тумор (по лат. tumor) или опухоль;

М – метастазы (по лат. metastasis) или другие очаги;

N – нодулюс (по лат. nodulus) или степень увеличения лимфатических узлов.

На второе место по структуре заболевания и социальной значимости выходят не сердечно-сосудистая патология, а проблемы нервной системы, психики и речи. По данным ВОЗ и ЮНЕСКО в XXI веке этих заболеваний прогнозируется в 2,5 раза больше, чем в ХХ веке.

Согласно приказу МЗ РФ от 19.10.94 № 206 документом, удостоверяющим временную нетрудоспособность, является лист нетрудоспособности (больничный лист). Продолжительность пребывания на больничной койке может составлять 1-2 месяца. Если возникает необходимость в медицинской реабилитации (физической, психической, социальной), то больничный лист может быть продлен до 10 месяцев (в отдельных случаях до 12 месяцев).

Таким образом, значимость клинического и реабилитационного диагноза налицо.


кандидат  медицинских наук,
академик РАЕН